Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество29 июня 2010 12:28

Что делать, если школьник не хочет читать «задание на лето»

В последний день перед каникулами учителя выдали вашему школьнику длинный список литературы для внеклассного летнего чтения

Куча книг, большая часть из которых, и это вы понимаете, вряд ли будет открыта. Как быть, как увлечь книгами ребят? Рассказывает детский психолог Наталья ГРИШАЕВА. На улице солнце, на пруду народ прыгает с разбегу «бомбочкой», товарищи гоняют на велосипедах и носятся в догонялки. А на столе тяжким грузом лежит список литературы, которую нужно прочитать за лето. Такие списки дают даже самым маленьким школьникам. Задача родителей - помочь прочитать нужные книжки, но никак не заставлять. КНИЖКИ НЕ ПО ВОЗРАСТУ Очень часто в списках литературы есть книжки, которые некоторым ребятам в силу возраста или развития читать рано. И это нормально. Для кого-то «Война и мир» - классный боевик, для кого-то - роман про любовь, а кому-то все это совершенно неинтересно! Просмотрите список сами. Вы знаете свое чадо! Выберите книжки, которые вашему школьнику будет интересно прочитать. Остальные произведения возьмите на себя. Прочитайте и перескажите их детям своими словами, лучше опуская сложные подробности. Пересказывайте не слово в слово, а как историю, адаптируя к детскому пониманию и восприятию. Очень важно, чтобы книжка попала в нужный возраст. Когда я была маленькой, папа, пока мы гуляли по лесу в поисках грибов, рассказывал мне потрясающую сказку про то, как собака превратилась в человека. Потом я с удовольствием читала «Собачье сердце» Булгакова. Но тогда папа рассказывал, как пес мечтал о косточке и обожал своего хозяина, но не вдавался в подробности политических игр и не говорил о пристрастии Шарикова к алкоголю, потому что мне, ребенку, это было непонятно. И правильно! Впечатление от произведения не было испорчено. А вот после прочтения «Муму» по школьной программе я не спала три ночи и жутко переживала. Так что достаточно рассказать ребенку, как мужчина утопил собачку, чтобы потом любое произведение Тургенева не пошло дальше первой страницы. - Читайте вслух, - советует Гришаева. - Например, Пушкина или Тургенева можно читать всей семьей. Вы получите от прочтения не меньше удовольствия, чем ребенок. Кроме того, вы сможете поставить акценты правильной интонацией, сможете объяснить по ходу чтения все непонятное. А главное - вы проведете время вместе, у вас будет общее занятие, и потом вы сможете обсудить прочитанную книжку. - Иногда у детей бывает предубеждение: то, что задано в школе, не может быть хорошим и интересным. В таком случае расскажите ребенку самый интересный эпизод книжки из внеклассного списка, но не называйте книжку. А если школьнику понравится и он спросит, откуда этот эпизод, доставайте книжку и открывайте карты. - Если удастся заинтересовать юного чтеца каким-нибудь отрывком из книжки, предложите, чтобы всю книжку ребенок прочитал сам. - Расскажите свое детское впечатление от книги. «Когда я прочитал «Вий» Гоголя, я начал бояться привидений...» или «Когда я читал «Капитанскую дочку», я так влюбился в Машу, что и тебя, свою дочку, решил назвать Марией...» - Самые сложные, но важные и нужные книжки можете читать детям вслух перед сном. Ребятня никогда не хочет укладываться в кровать и готова на любую форму досуга - даже послушать школьную книжку, лишь бы не спать! - Покупайте фильмы, снятые по классическим литературным произведениям. Но сначала смотрите сами и выбирайте самый удачный, если есть несколько фильмов. Например, по «Войне и миру» самый правильный фильм - отечественный. А творчество Шарлотты Бронте можно смело изучать по голливудским экранизациям. - Аудиокниги - тоже подходящий вариант. Только обязательно проверяйте, что остается в голове у ребенка после прослушивания. Возможно, ваше чадо плохо воспринимает на слух и забывает все, что услышал, к вечеру. Аудиокниги хороши для дальних поездок и машины, когда вы можете слушать диск вместе, а потом обсуждать. - Дети любят ходить в кино. И если найдете в кинотеатрах фильмы по школьной программе, сходите с ребенком, прежде чем подсунуть ему книжку. - Но главный совет - не заставляйте читать! Наказаниями, угрозами и запретами «Пока не прочитаешь, гулять не пойдешь!» вы только отобьете всякое желание брать в руки книжку. МЛАДШАЯ ГРУППА Как научить малыша любить книги То ли из-за модных нынче ранних методик обучения грамоте, то ли из-за того, что доступны комиксы, компьютер, мультфильмы, современные дошкольники не очень-то любят книжки. Но откуда же у детей возьмется тяга к чтению, когда, по исследованиям психологов, 80% родителей читают только газеты и журналы... Есть несколько способов сделать так, чтобы малыш полюбил читать. 1. Читайте сами. Ребенок будет видеть книги в руках у мамы и папы и сделает вывод, что это что-то интересное. 2. Пусть в доме будет много разных книг - художественная литература, энциклопедии... 3. Хорошо, если у ребенка есть своя полка с книгами. Но если нет, то детские книги должны лежать там, откуда малыш сможет сам их достать. 4. Читайте вслух. Увлеченно и артистично! Суперпредставление получится, если мама и папа будут читать по ролям, звенеть колокольчиком в тот момент, когда прилетает фея, или барабанить по столу, когда вдали покажется пиратский корабль. Когда ребенок уже умеет читать сам: 5. Начните читать ему вслух, но на самом интересном месте «вспомните, что молоко на кухне убегает», и предложите ребенку дочитать самому. 6. Подбирайте книги, чтобы они были интересными, нескучными и несложными. Чтобы, только начав читать, ребенок не отложил занудную книжку в сторону. 7. Если вы ходили в кино или смотрели по телевизору интересный фильм, купите книжку, по которой снят фильм, и предложите чаду прочитать. 8. Если ребенок любит аудиокниги, то купите ему первую часть произведения на диске, а продолжение пусть читает на бумаге. 9. Техника чтения формируется только практикой. Если ребенку не хочется читать, он ленится, договоритесь: 5 страниц он читает сам, а потом вы читаете ему вслух. 10. Не ставьте в пример других детей: «Какая Катя молодец, так здорово читает, не то что ты!» Не ругайте ребенка: «Тебе ничего не интересно!» Делайте акцент на успешности: «Ты прочитал 3 страницы - вот это молодец! Как здорово и быстро ты уже читаешь - умница!»